Стрелялка с Pygame №12: улучшения

Двенадцатая проекта «Стрелялка с Pygame». Если пропустили, обязательно вернитесь и начните с первой части. В этот раз добавим в игру бонусы, которые будут появляться случайным образом.

В этой серии уроков будет создана полноценная игра на языке Python с помощью библиотеки Pygame. Она будет особенно интересна начинающим программистам, которые уже знакомы с основами языка и хотят углубить знания, а также узнать, что лежит в основе создания игр.

Улучшения

В нашем шутере уже много чего, но кое-чего важного не хватает — возможности для игрока делать свой корабль сильнее. Можно придумать массу улучшений, но начнем с двух:

  • Здоровье — объект, который будет восстанавливать здоровье игрока
  • Оружие — объект, увеличивающий огневую мощь

Спрайт улучшения

Для начала нужно добавить еще один спрайт, который будет представлять собой объект улучшения. Чтобы упростить этот процесс, можно скопировать класс Bullet() и добавить пару изменений. Это сработает, потому что их поведение очень похоже: появиться в определенном месте (месте астероида, который был уничтожен) и двигаться вниз, а затем — убрать спрайт, если он уйдет за пределы экрана. При отображении улучшения будем случайным образом выбирать между «здоровьем» и «оружием».

class Pow(pygame.sprite.Sprite):
    def __init__(self, center):
        pygame.sprite.Sprite.__init__(self)
        self.type = random.choice(['shield', 'gun'])
        self.image = powerup_images[self.type]
        self.image.set_colorkey(BLACK)
        self.rect = self.image.get_rect()
        self.rect.center = center
        self.speedy = 2

    def update(self):
        self.rect.y += self.speedy
        # убить, если он сдвинется с нижней части экрана
        if self.rect.top > HEIGHT:
            self.kill()

Нужно загрузить изображения в раздел с уже имеющимися. Это делается с помощью словаря, который содержит картинки улучшений в виде ключей.

powerup_images = {}
powerup_images['shield'] = pygame.image.load(path.join(img_dir, 'shield_gold.png')).convert()
powerup_images['gun'] = pygame.image.load(path.join(img_dir, 'bolt_gold.png')).convert()

Такие изображения будут использоваться в игре (можно нажать для скачивания):

bolt_gold
shield_gold

Появление

Для создания спрайтов необходима единая группа (которая будет обрабатывать столкновения):

powerups = pygame.sprite.Group()

Затем, когда пуля уничтожает астероид, необходим случайный (маленький) шанс на выпадение улучшения:

# проверьте, не попала ли пуля в моб
hits = pygame.sprite.groupcollide(mobs, bullets, True, True)
for hit in hits:
    score += 50 - hit.radius
    random.choice(expl_sounds).play()
    expl = Explosion(hit.rect.center, 'lg')
    all_sprites.add(expl)
    if random.random() > 0.9:
        pow = Pow(hit.rect.center)
        all_sprites.add(pow)
        powerups.add(pow)
    newmob()

random.random() выберет случайное десятичное число от 0 до 1, а улучшение будет появляться только в том случае, если значение окажется выше 0.9. То есть, шанс всего 10%.

Столкновение с игроком

Теперь нужна еще одна проверка столкновений. На этот раз — между игроком и группой улучшений. Ее стоит добавить после уже имеющихся:

# Проверка столкновений игрока и улучшения
hits = pygame.sprite.spritecollide(player, powerups, True)
for hit in hits:
    if hit.type == 'shield':
        player.shield += random.randrange(10, 30)
        if player.shield >= 100:
            player.shield = 100
    if hit.type == 'gun':
        pass

Сначала обрабатывается улучшение «здоровья», которое возвращает игроку случайное значение здоровья. С «оружием» все несколько сложнее, поэтому ему будет посвящен следующий материал.

Код урока — shmup-12.py