Распознавание рукописных цифр на P­ython + GUI

Разработчики используют машинное обучение и глубокое обучение, чтобы делать компьютеры более умными. Человек учится, выполняя определенную задачу, практикуясь и повторяя ее раз за разом, запоминая, как именно это делается. После этого нейроны в мозге срабатывают автоматически и могут быстро выполнить выученную задачу.

Глубокое обучение работает по похожему принципу. В нем используются разные типы архитектуры нейронной сети в зависимости от типов проблем. Например, распознавание объектов, классификация изображений и звуков, определение объектов, сегментация изображений и так далее.

Что такое распознавание рукописных цифр?

Распознавание рукописных цифр — это способность компьютера узнавать написанные от руки цифры. Для машины это не самая простая задача, ведь каждая написанная цифра может отличаться от эталонного написания. В случае с распознаванием решением является то, что машина способна узнавать цифру на изображении.

О Python-проекте

Распознавание рукописных цифр на P­ython + GUI

В этом материале реализуем приложение для распознавания написанных от руки цифр с помощью набора данных MNIST. Используем специальный тип глубокой нейронной сети, которая называется сверточной нейронной сетью. А в конце создадим графический интерфейс, в котором можно будет рисовать цифру и тут же ее узнавать.

Требования

Для этого проекта нужны базовые знания программирования на Python, библиотеки Keras для глубокого обучения и библиотеки Tkinter для создания графического интерфейса.

Установим требуемые библиотеки для проекта с помощью pip install.

Библиотеки: numpy, tensorflow, keras, pillow.

Набор данных MNIST

Это, наверное, один из самых популярных наборов данных среди энтузиастов, работающих в сфера машинного обучения и глубокого обучения. Он содержит 60 000 тренировочных изображений написанных от руки цифр от 0 до 9, а также 10 000 картинок для тестирования. В наборе есть 10 разных классов. Изображения с цифрами представлены в виде матриц 28 х 28, где каждая ячейка содержит определенный оттенок серого.

Создание проекта на Python для распознавания рукописных цифр

Скачайте файлы проекта

1. Импорт библиотек и загрузка набор данных

Сначала нужно импортировать все модули, которые потребуются для тренировки модели. Библиотека Keras уже включает некоторые из них. В их числе и MNIST. Таким образом можно запросто импортировать набор и начать работать с ним. Метод mnist.load_data() возвращает тренировочные данные, их метки и тестовые данные с метками.

import keras
from keras.datasets import mnist
from keras.models import Sequential
from keras.layers import Dense, Dropout, Flatten
from keras.layers import Conv2D, MaxPooling2D
from keras import backend as K

# скачиваем данные и разделяем на надор для обучения и тесовый
(x_train, y_train), (x_test, y_test) = mnist.load_data()

print(x_train.shape, y_train.shape)

2. Предварительная обработка данных

Данные с изображения нельзя прямо передать в модель, поэтому сперва нужно выполнить определенные операции, обработав данные, чтобы нейронная сеть с ними работала. Размерность тренировочных данных — (60000, 28, 28). Модель сверточной нейронной сети требует одну размерность, поэтому потребуется перестроить форму (60000, 28, 28, 1).

num_classes = 10
x_train = x_train.reshape(x_train.shape[0], 28, 28, 1)
x_test = x_test.reshape(x_test.shape[0], 28, 28, 1)
input_shape = (28, 28, 1)

# преобразование векторных классов в бинарные матрицы
y_train = keras.utils.to_categorical(y_train, num_classes)
y_test = keras.utils.to_categorical(y_test, num_classes)

x_train = x_train.astype('float32')
x_test = x_test.astype('float32')
x_train /= 255
x_test /= 255
print('Размерность x_train:', x_train.shape)
print(x_train.shape[0], 'Размер train')
print(x_test.shape[0], 'Размер test')

3. Создание модели

Следующий этап – создание модели сверточной нейронной сети. Она преимущественно состоит из сверточных и слоев подвыборки. Модель лучше работает с данными, представленными в качестве сеточных структур. Вот почему такая сеть отлично подходит для задач с классификацией изображений. Слой исключения используется для отключения отдельных нейронов и во время тренировки. Он уменьшает вероятность переобучения. Затем происходит компиляция модели с помощью оптимизатора Adadelta.

batch_size = 128
epochs = 10

model = Sequential()
model.add(Conv2D(32, kernel_size=(3, 3),activation='relu',input_shape=input_shape))
model.add(Conv2D(64, (3, 3), activation='relu'))
model.add(MaxPooling2D(pool_size=(2, 2)))
model.add(Dropout(0.25))
model.add(Flatten())
model.add(Dense(256, activation='relu'))
model.add(Dropout(0.5))
model.add(Dense(num_classes, activation='softmax'))
model.compile(loss=keras.losses.categorical_crossentropy,optimizer=keras.optimizers.Adadelta(),metrics=['accuracy'])

4. Тренировка модели

Функция model.fit() в Keras начнет тренировку модели. Она принимает тренировочные, валидационные данные, эпохи (epoch) и размер батча (batch).

Тренировка модели занимает некоторое время. После этого веса и определение модели сохраняются в файле mnist.h5.

hist = model.fit(x_train, y_train, batch_size = batch_size, epochs=epochs, verbose=1, validation_data=(x_test, y_test))
print("Модель успешно обучена")

model.save('mnist.h5')
print("Модель сохранена как mnist.h5")

5. Оценка модели

В наборе данных есть 10 000 изображений, которые используются для оценки качества работы модели. Тестовые данные не используются во время тренировки, поэтому являются новыми для модели. Набор MNIST хорошо сбалансирован, поэтому можно рассчитывать на точность около 99%.

score = model.evaluate(x_test, y_test, verbose=0)
print('Потери на тесте:', score[0])
print('Точность на тесте:', score[1])

6. Создание графического интерфейса для предсказания цифр

Для графического интерфейса создадим новый файл, в котором будет интерактивное окно для рисования цифр на полотне и кнопка, отвечающая за процесс распознавания. Библиотека Tkinter является частью стандартной библиотеки Python. Функция predict_digit() принимает входящее изображение и затем использует натренированную сеть для предсказания.

Затем создаем класс App, который будет отвечать за построение графического интерфейса приложения. Создаем полотно, на котором можно рисовать, захватывая события мыши. Кнопка же будет активировать функцию predict_digit() и отображать результат.

Дальше весь код из файла gui_digit_recognizer.py:

from keras.models import load_model
from tkinter import *
import tkinter as tk
import win32gui
from PIL import ImageGrab, Image
import numpy as np

model = load_model('mnist.h5')

def predict_digit(img):
    # изменение рзмера изобржений на 28x28
    img = img.resize((28,28))
    # конвертируем rgb в grayscale
    img = img.convert('L')
    img = np.array(img)
    # изменение размерности для поддержки модели ввода и нормализации
    img = img.reshape(1,28,28,1)
    img = img/255.0
    # предстказание цифры
    res = model.predict([img])[0]
    return np.argmax(res), max(res)
    
class App(tk.Tk):
    def __init__(self):
        tk.Tk.__init__(self)
        
        self.x = self.y = 0
        
        # Создание элементов
        self.canvas = tk.Canvas(self, width=300, height=300, bg = "white", cursor="cross")
        self.label = tk.Label(self, text="Думаю..", font=("Helvetica", 48))
        self.classify_btn = tk.Button(self, text = "Распознать", command =         self.classify_handwriting) 
        self.button_clear = tk.Button(self, text = "Очистить", command = self.clear_all)
        
        # Сетка окна
        self.canvas.grid(row=0, column=0, pady=2, sticky=W, )
        self.label.grid(row=0, column=1,pady=2, padx=2)
        self.classify_btn.grid(row=1, column=1, pady=2, padx=2)
        self.button_clear.grid(row=1, column=0, pady=2)
        
        # self.canvas.bind("<Motion>", self.start_pos)
        self.canvas.bind("<B1-Motion>", self.draw_lines)
        
    def clear_all(self):
        self.canvas.delete("all")
        
    def classify_handwriting(self):
        HWND = self.canvas.winfo_id() 
        rect = win32gui.GetWindowRect(HWND) # получаем координату холста
        im = ImageGrab.grab(rect)
        
        digit, acc = predict_digit(im)
        self.label.configure(text= str(digit)+', '+ str(int(acc*100))+'%')
        
    def draw_lines(self, event):
        self.x = event.x
        self.y = event.y
        r=8
        self.canvas.create_oval(self.x-r, self.y-r, self.x + r, self.y + r, fill='black')


app = App()
mainloop()

Получится:
GUI для предсказания цифр
GUI для предсказания цифр

Выводы

Проект для распознавания рукописных цифр на Python готов. Была создана и натренирована сверточная нейронная сеть, которая идеально подходит для классификации изображений. Наконец, был реализован графический интерфейс, который используется для рисования и представления результата предсказания цифры.

Максим
Я создал этот блог в 2018 году, чтобы распространять полезные учебные материалы, документации и уроки на русском. На сайте опубликовано множество статей по основам python и библиотекам, уроков для начинающих и примеров написания программ.
Мои контакты: Почта
admin@pythonru.comAlex Zabrodin2018-10-26OnlinePython, Programming, HTML, CSS, JavaScript